Выставка графики в Художественном музее имени Ф.А. Коваленко «Время ангелов. Шедевры английской гравюры XVIII века»

В рамках Перекрестного Года культуры Великобритании и России Художественный музей имени Ф.А. Коваленко и компания «АРТГИТ» представляют выставочный проект «Время ангелов. Шедевры английской гравюры XVIII века» из частного собрания США.

Выставка «Время Ангелов» впервые представляет краснодарским зрителям величайшее наследие английского графического искусства XVIIIвека – признанные шедевры графики из всемирного известного цикла «Библия Маклина» в его полном объеме – все 70 полностраничных резцовых гравюр и 10 гравированных виньеток.

История создания
------

——

Уникальность экспозиции подчёркивает тот факт, что в российских музеях полного собрания гравюр из цикла «Библия Маклина» нет. История создания гравюр и выпуска Библии Томасом Маклином напрямую связана с эпохой становления и развития английской школы живописи. Томас Маклин начал свою карьеру, как обыкновенный продавец графики и картин XVIIIвека. Однако, простая, пусть даже успешная торговля, не удовлетворяла Томаса. К тому времени его конкурент и не менее удачливый торговец графикой и живописью Джон Бойделл начинает широко разрекламированный крупномасштабный проект «Галерею Шекспира». Эта идея настолько увлекла Маклина, что с 1 января 1787 года он объявляет о начале собственного проекта – создание «Галереи Поэта». Лучшим английским художникам того времени (часто тем же, что работали над картинами для Шекспировской галереи) он заказывает 100 картин. Чтобы опередить конкурента он начинает публиковать их ежемесячно по мере готовности с 1790 по 1795 годы.

«Библия Маклина»

«Библия Маклина»

Чтобы привлечь внимание публики он устраивает публичную выставку готовых картин в бывшем здании Королевской Академии в Лондоне. Однако и этот проект не достаточен для Томаса Маклина. Уже через два года после начала работы над «Галереей Поэта», Томас берется за новую, гораздо более масштабную, чем Шекспир, идею. Такой темой становится иллюстрирование Библии.

Томас Маклин публично объявляет об обязательстве опубликовать самую большую по размерам иллюстрированную Библию в нескольких томах, чтобы содействовать «славе английской школы живописи и графики» и в «интересах нашей святой религии». Для этого были созданы специальный новый шрифт и новый вид бумаги. Лучшие художники и граверы Великобритании были привлечены и задействованы в проекте. Томас организовал предварительную подписку на свое издание. На широко разрекламированную публикацию необыкновенной Библии подписалось 703 человека. В том числе члены королевской семьи и даже Георг III. В 1791 году (этот год указывается на посвящении королю Георга III) в типографии Томаса Бенсли началось изготовление первых гравюр для Библии. Список подписчиков возглавил король и принц Уэльский, и другие самые известные люди Великобритании. Самый обширный вклад в оформление Библии Маклина внес мастер библейских и исторических сюжетов Филипп Джеймс Де Лутербург, который приехал из Страсбурга и Парижа в Лондон. Лутербург был очень романтической, артистической натурой, о чём свидетельствуют его величественные пейзажи. Маклин привлёк его к некоторым, весьма драматическим, библейским сюжетам, которые поражали воображение.

работа Гюстава Доре

работа Гюстава Доре

Четырнадцать картин было предложено написать выдающемуся английскому художнику и иллюстратору Уильяму Гамильтону, который приобрел свой наибольший успех, как портретист в 1790-е годы в Дублине. Восемь картин написал английский живописец и рисовальщик, признанный художник-портретист Джон Опи. Среди художников, которые участвовали с меньшим количеством картин можно найти известные имена, которые ранее участвовали в «Галерее Поэтов»: исторический живописец Бенджамин Уэст, уроженец Пенсильвании и обучавшийся в Риме и в Королевской академии в Лондоне; английская художница австрийского происхождения Мария Анна Ангелика Кауфман, которая провела много лет в Лондоне; английский художник швейцарец по происхождению, профессор Генри Фюзели, который жил в Лондоне с 1764 года и являлся творцом самых фантастических и нетрадиционных картин своего времени; выдающийся английский исторический и портретный живописец, первый директор Королевской Академии Джошуа Рейнолдс; английский художник, иллюстратор и гравёр Томас Стотард и другие талантливые мастера.

Война на континенте, во Франции и других европейских странах подорвали бизнес Маклина. Графика перестала продаваться через его торговые каналы за рубежом, а его партнер Эдуард Роджерс умер. Всё это серьезно осложнило завершение самого крупного и необыкновенного проекта иллюстрации Библии. Но Маклин продолжал упорно осуществлять свою идею, не останавливаясь ни перед чем. Он влезал в долги и продолжал финансировать производство гравюр для издания.

Томас Маклин умер 25 октября 1800 года, через пять дней после завершения работы над последней большой полностраничной гравюрой к Библии. Виньетки были закончены через шесть недель после его смерти. Согласно Национальному Словарю Биографий «Библия Маклина» остается самым амбициозным изданием, произведенным в Великобритании, часто переиздаваемым с нарушением авторского права, но не имеющим конкуренции». По оценке искусствоведов — это самое большое издание Библии на английском языке.

Библия Маклина сегодня
«Время ангелов. Шедевры английской гравюры XVIII века»

«Время ангелов. Шедевры английской гравюры XVIII века»

На сегодняшний день лишь несколько музеев и библиотек в мире могут похвастаться полным комплектом гравюр Библии Маклина. Более чем 200 лет и небольшой тираж привели к тому, что полная серия гравюр большая редкость. Гордостью Британского Музея является полный объем этого прекрасного и необычного издания. Все работы этой серии там подробно описаны и каталогизированы. При подготовке к выставке использовались именно каталоги Британского Музея, как самая полная и самая выверенная идентификационная основа проверки и описания работ.

Техника гравюр

Работы в основном выполнены в технике резцовой гравюры. Она была очень популярна среди Британских мастеров XVIII-XIXвеков. Это разновидность гравюры на металле, в которой печатная форма (доска) изготавливается механическим способом. Художник наносит изображения на отполированную доску с помощью металлических резцов (штихелей) различного сечения. Затем она набивается краской, излишки которой убираются с гладких поверхностей, и на увлажненной бумаге печатается оттиск. Количество оттисков ограничено. Использование резца в сочетании с офортной иглой позволяет мастеру избежать геометрической холодности. За счёт преобладания длинного «гибкого» штриха изображение становится экспрессивнее, появляется особая выразительность и величественная торжественность.

Ещё о выставке в Краснодаре
Выставка графики в Художественном музее имени Ф.А. Коваленко

Выставка графики в Художественном музее имени Ф.А. Коваленко

В оформлении выставки в нашем городе использованы масштабные работы выдающегося мастера иллюстраций на библейскую тематику Гюстава Доре и музыкальное сопровождение эпохи барокко английского композитора и органиста Чарльза Джона Стэнли.

Желаю приятного просмотра.

С уважением, Людмила Толстая.

29.08.2014 года.

Все права защищены © 2014 Толстая Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://zhizn-v-krasnodare.ru/.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост